Блокировка штифта – это основа многих современных замков. Большинство механизмов представляют собой штифтовые замки. Суть работы в штифтах, которые вдавливаются в сердечник силой пружины. Есть штифты сердечника и есть штифты пружины.
Замок блокирует сердечник до тех пор, пока все они не будут вдавлены в корпус шпонкой. Причём, настолько, что разделение происходит за счёт сдвига между ядром и корпусом. К слову, в продаже есть штифтовые замки, которые имеют 5- или 6-штыревые стойки.
Блокировка штифта – замок с ямочкой
Дополнительные подразделения в системах запирания гарантируют, что вскрытие замков возможно разными ключами. Профилирование замочной скважины и бородки ключа также используется для разнообразия систем запирания.
В системах запирания, помимо шага штифтов, профили также могут использоваться для различения авторизации запирания. Большинство штифтовых замков изготавливаются из латунных цилиндров. Но существуют также дорогие и надёжные версии из нержавеющей стали.
Замок с ямочкой – это подтип штифтового замка. Здесь на плоских сторонах ключа просверлены выемки, в которые вставляются штифты. Поэтому запирающая поверхность ключа перпендикулярна совмещению столбцов штифтов.
Ключи с углублениями являются двусторонними. То есть имеют одинаковые отверстия с обеих сторон. И могут быть вставлены в запирающий канал как верхней, так и нижней стороной к штыревым стойкам. Преимущество в том, что на плоской стороне ключа больше места. Поэтому можно использовать до 25 штифтов.
В то же время это затрудняет использование открывающих инструментов. Помимо отверстий для штифтов на плоских сторонах, на узких длинных сторонах часто имеются дополнительные отверстия для штифтов.
Трубчатый фиксатор вала и цилиндровый замок
Трубчатые виды обычно встречаются в замках портативных компьютеров, велосипедных или переключателях с ключами систем сигнализации. Они имеют столбики со штифтами, расположенные по кругу вокруг стержня. Ключ в виде короткой трубки имеет вырезы, в которых штифты удерживаются на нужной высоте.
Цилиндровый замок основан на концепции разделения функций. Фактическое запирание осуществляет сам замок. Тогда как функцию привода задвижки или защёлки, а также защиту запорного механизма от посторонних ключей берёт на себя запирающий цилиндр. По сути, эти классический штифтовый замок.